Здравствуйте, уважаемые читатели!
Мы рады приветствовать вас на блоге Библиотечно-информационного центра имени А.И. Герцена. С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» — особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Сотрудниками библиотеки был подготовлен час истории «Иконопись — есть такая светлая живопись».
Древнегреческое слово «икона» (εἰκών) переводится как «образ», «изображение», «подобие». Но в качестве произведений иконописи обычно рассматривают созданный для молитвы образ, написанный на доске. Икону часто называют «книгой о вере» и «богословием в красках». На протяжении всей истории христианства она служила символом веры людей в Бога и его помощь. Поэтому икона ничего не изображает, она только являет первообраз. Её целью является отразить в человеческом облике божественную сущность. Отсюда необходимость строгой системы написания священных изображений — иконографического канона. Им определялся состав изображения: как должно писать сюжет, лица и их действия, окружение, каково композиционное решение. Предлагаем вашему вниманию видеоролик «В православной церкви на Троицу».
Создание первых рукотворных икон предание связывает с апостолом и евангелистом Лукой, который будучи не только человеком образованным, врачом, но и художником, написал первое изображение Богоматери.
Классической родиной иконописи является Византия. Именно отсюда иконописное искусство вместе с христианской верой приходит сначала в балканские страны, а затем на Русь. Под влиянием византийской художественной культуры складывались целые национальные культуры, в том числе Древнерусская, а также развивалась иконопись всех православных стран: Болгарии, Македонии, Сербии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины и Египта. Под влияние Византии попала и культура Италии, в первую очередь Венеции. Предлагаем вашему вниманию обзор литературы «Великая сила — любовь и забота».
После иконоборческих времен, эллинистическая традиция перерабатывается и приспосабливается к христианскому учению. Античный натурализм исчезает, изображение становится более условным, лица сменяют лики. Используется обратная перспектива, то есть точка схода располагается не в глубине изображения, а в стоящем перед иконой человеке, и вневременное изображение. Отсутствует источник света (светоносна вся икона) и фигуры не отбрасывают теней, ибо в Царствии Божием нет теней. Все эти особенности изображения призваны были отделить «горний» (небесный) мир от «дальнего» (земного). Для этого также в иконописи запрещалось писать Богоматерь, Христа и других святых с живых людей или по воображению художника, а только в соответствии с иконописным каноном. Поэтому использовали «подлинники» — специальные руководства для иконописцев, где словесно описан каждый сюжет. Предлагаем вашему вниманию видеоролик «За землю русскую, за веру христианскую».
В конце XIX — начале XX веков происходит настоящий переворот в науке о церковном искусстве. На Западе, а затем в России реабилитируется византийское искусство. Возрастает интерес и к русской иконе.
Спасибо за внимание!
Сидорова Т.А.