Мисселинг, или Как не купить кота в мешке

      Комментарии к записи Мисселинг, или Как не купить кота в мешке отключены

Что такое мисселинг?

Мисселинг — это, по сути, обман. Так называют случаи, когда вас намеренно вводят в заблуждение и пытаются продать не тот товар или услугу, за которыми вы обратились изначально и которые вам нужны на самом деле.

Вы имеете дело с мисселингом, когда вам продают не тот продукт и при этом не сообщают о его важных особенностях.

То есть продукт или услуга, которые вам пытаются продать под видом чего-то другого, сами по себе могут быть прекрасными. Но если вас намеренно ввели в заблуждение — это мисселинг.

Где чаще всего можно столкнуться с мисселингом?

Это может случиться в любой финансовой организации: страховой компании, брокерской фирме, негосударственном пенсионном фонде (НПФ) или управляющей компании паевого инвестиционного фонда (ПИФ). Но если посмотреть на статистику жалоб в Банк России от потребителей, чаще всего мисселинг происходит в банках. Люди приходят в банковские отделения с изначальным запасом доверия, а потому не так критично воспринимают советы менеджеров.

Какие небанковские финансовые продукты могут предложить в банке?

Банки часто выступают агентами страховщиков, брокерских компаний, НПФ и управляющих компаний ПИФов. Они продают их продукты и получают за это комиссионные. Под видом вкладов вам могут предложить:

Доходность по всем этим продуктам действительно может оказаться выше, чем по депозитам. Но и риски выше: процент не гарантирован, а вложения не попадают в систему страхования вкладов.

Нередко банковские сотрудники предлагают комбинированный вариант: часть денег советуют положить на депозит, а часть — инвестировать в другие инструменты.

Если у вас уже есть финансовая подушка безопасности и вы готовы к инвестиционным рискам, то можете попробовать разные инструменты, только сначала внимательно изучите все их особенности. Но если нет — не соглашайтесь на такие предложения вместо вклада.

Как защититься от мисселинга?

Главное и самое эффективное средство — всегда внимательно изучайте договор и приложения к нему. Подписывайте документы только в том случае, если все пункты вам понятны и не вызывают вопросов.

Банк России и участники финансового рынка стараются бороться с мисселингом. Всероссийский союз страховщиков принял профессиональный стандарт для продаж полисов страхования жизни. А Банк России выпустил требования к страховым компаниям и их агентам, в том числе банкам.

При заключении любого договора страхования жизни вам обязаны вручить короткую и ясную памятку, где отражена вся самая важная информация о продукте.

Если вам навязали покупку страховки или вы просто поняли, что она не нужна, можно отказаться от полиса и вернуть свои деньги. Главное — успеть это сделать в период охлаждения.

В случае когда страховые компании или их агенты нарушают стандарты и требования Банка России, страховщикам грозят штрафы, приостановление и даже отзыв лицензии. Если вам отказываются возвращать деньги в период охлаждения, жалуйтесь в интернет-приемную регулятора.

Чтобы вернуть плату за страховку, от которой вы отказались в период охлаждения, можно также обращаться к финансовому омбудсмену. Он бесплатно разбирает денежные споры потребителей с финансовыми организациями до суда. При этом компании обязаны выполнять его решения, как и судебные. Но он не рассматривает требования свыше 500 000 рублей. Если вы хотите вернуть сумму больше этого лимита, а компания или банк не соглашаются сделать это добровольно, придется идти в суд.

Чтобы не столкнуться с этими сложностями, важно самому быть осторожным: читать договор полностью перед подписанием, задавать уточняющие вопросы и не принимать поспешных финансовых решений.

Подробнее читайте здесь.

Сударикова Д.Л.