Иконопись – есть такая светлая живопись

      Комментарии к записи Иконопись – есть такая светлая живопись отключены

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Мы рады приветствовать вас на блоге Библиотечно-информационного центра имени А.И. Герцена. 21 апреля работники библиотеки провели, для учеников 5-го класса МБОУ СОШ № 87, экскурс в историю «Иконопись – есть такая светлая живопись». Мероприятие прошло в рамках программы «Светоч».

С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» — особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало.

Древнегреческое слово «икона» (εἰκών) переводится как «образ», «изображение», «подобие». Но в качестве произведений иконописи обычно рассматривают созданный для молитвы образ, написанный на доске. Икону часто называют «книгой о вере» и «богословием в красках». На протяжении всей истории христианства она служила символом веры людей в Бога и его помощь. Поэтому икона ничего не изображает, она только являет первообраз. Её целью является отразить в человеческом облике божественную сущность. Отсюда необходимость строгой системы написания священных изображений — иконографического канона. Им определялся состав изображения: как должно писать сюжет, лица и их действия, окружение, каково композиционное решение.

Создание первых рукотворных икон предание связывает с апостолом и евангелистом Лукой, который будучи не только человеком образованным, врачом, но и художником, написал первое изображение Богоматери.
Классической родиной иконописи является Византия. Именно отсюда иконописное искусство вместе с христианской верой приходит сначала в балканские страны, а затем на Русь. Под влиянием византийской художественной культуры складывались целые национальные культуры, в том числе Древнерусская, а также развивалась иконопись всех православных стран: Болгарии, Македонии, Сербии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины и Египта.

Учащиеся услышали рассказ об иконописи: истории возникновения икон, их появлении на Руси в ХI–ХII веках, технике написания, применяемых материалах.

 Ребята познакомились с творчеством выдающихся русских иконописцев: Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова – и, конечно, увидели «Троицу» – шедевр Андрея Рублёва, чьи росписи сохранились в Успенском соборе Владимира. Иконописцами начинали свою деятельность художники И.Н. Крамской и И.Е. Репин. А владимирский писатель Владимир Солоухин рассказал об иконах в своей книге «Чёрные доски».

Больше информации о священном наследии дети могли узнать из книжно — иллюстративной выставки «Лики православия».

Хотькова О.Н.